младший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей
ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси
Весь книжный фонд отдела редких книг и рукописей ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси (ОРКиР) разделен на коллекции, каждая из которых обозначена шифром из нескольких букв и цифр. Самые многочисленные коллекции (по убыванию):
- ОБXX-XXI (содержит книги по истории Беларуси, изданные в XX и XXI вв.)
- БXX-XXI (содержит книги, изданные в Беларуси в XX и XXI вв.)
- ОБXIX (содержит книги по истории Беларуси, изданные в XIX в.)
- РXX-XXI (содержит книги, изданные в России в XX и XXI вв.)
- ДXX-XXI (содержит книги на иностранных языках, изданные в XX и XXI вв.)
- ДXIX (содержит книги на иностранных языках, изданные в XIX в.)
- РXIX (содержит книги, изданные в России в XIX в.)
Многие коллекции являются библиотеками, собранными белорусскими деятелями науки и искусства, которые потом были переданы в ЦНБ. Самыми значительными по количеству книг являются коллекции Беркова (КБ), Глебки (КГ), Кроля (ККр).
Также в отделе хранится большое количество периодики XIX-XX вв. как белорусской, так российской, и польской.
Изучая регистрационные книги ОРКиР за последние годы, можно чётко проследить, какие из коллекций являются наиболее спрашиваемыми. Это, прежде всего, коллекция ОБ-ХIХ.
Издания, входящие в эту коллекцию, могут быть использованы в качестве источников при исследовании таких тем, как история белорусских конфессий, этнология Беларуси и история развития белорусского языка, война 1812 года на территории Беларуси, восстания 1830 г. и 1863-64 гг. на землях Беларуси и др.
Белорусские земли в течение всей своей истории были поликонфессиональными, и XIX в. – не исключение. Однако надо учитывать, что в этот период они входили в состав Российской империи, где государственной религией было православие. Поэтому большая часть книг в коллекции ОБ-ХIХ, касающихся белорусских конфессий, либо посвящена проблемам православной церкви Беларуси, либо представляет точку зрения православия на другие конфессии. Так, можно найти немало книг, посвященных присоединению униатской церкви к православной, например, Исторический очерк П.И. Наумовича «Пятидесятилетие (1839-1889) воссоединения с православной церковью Западно-русских униатов»[1]; «Жизнь Иосифа Семашки Митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г.» Г.Я. Киприановича[2]. Однако в коллекции есть и книги, предлагающие противоположный официальному взгляд на это событие. Например, Władysław Chotkowski, Dzieje zniweczenia Sw. Unii na Białorusi i Litwie w świetle pamiętników Siemaszki[3].
Коллекция содержит большое количество книг, могущих послужить источниковой базой при изучении православной церкви в Беларуси в XIX в. Например, «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям»[4]; «Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 гг.» И. Преображенского[5]; «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения святейшего правительствующего синода (1721-1871)» Ю. Толстого[6]; «Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне»[7]; «Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого»[8]; «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793-1893)» С. Рункевича[9]; «Историко-статистическое описание Минской епархии» Архимандрита Николая[10].
В коллекцию входят и католические издания преимущественно на латинском языке, например, Directorium officii divini ac Missarum SS. pro Dioecesi Minscensi in annum domini 1854[11]; R.P. Carolus Sardagnus, Theologia dogmatico-polemica qua adversus veteres novasque haereses ex scripturis…[12], Institutiones Theologiae Moralis as usum Ecclesiasticorum imprressae[13]. Однако в коллекции можно найти и польскоязычную литературу, посвященную большей частью истории католической церкви в XIX в., например, Akt wstąpienia na katedre wilenska jw. Jędrzeja Benedykta Klągiewicza biskupa wilenskiego, kawalera orderów…[14], W. Przyałgowski, Żywoty biskupów wilenskich. T. 1-3[15].
Есть в коллекции и книги по иудаизму, такие, как Хамыше Хумше Тораг, т.е. Книги Моисея[16]; Сефер Гаяшер, т.е. разные повести, относящиеся к истории св. Писания[17]; Сефер Тегилим, т.е. Псалмы[18]; Седер Тефилот Микол Гашана Кемин гак Ашканаз, т.е. порядок молитв на весь год[19]; Махзор, т.е. Праздничные молитвы[20].
Таким образом, ученый, исследующий историю той или иной конфессии на Беларуси в XIX в., найдет большое количество полезного и интересного материала в коллекции ОБ-ХIХ.
Однако белорусские конфессии XIX в. – не единственная тема, которую можно изучать, прибегнув к помощи данной коллекции. Война 1812 г. – важный и неоднозначный эпизод белорусской истории, так как в это время местное население разделилось на два лагеря – многие представители шляхты сражались на стороне Наполеона, надеясь на его помощь в возрождении своего независимого государства. Интересным источником по этой теме являются воспоминания о войне. В коллекции есть как французские, так и русские мемуары: Jean-Baptiste Antoine Marcelin de Marbot, Mémoires du général baron de Marbot. T.3. Polotsk – La Beresina – Leipzig – Waterloo[21]; J.-J.-E. Roy, Les français en Russie: souvenirs de la campagne de 1812 et de deux ans de captivité en Russie[22]; И.Т. Радожицкий, Походные записки артиллериста, с 1812 по 1816 год[23]; Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым[24]; Ф. Глинка, Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год[25]. Также в коллекции есть работы 19 в. по войне 1812 г., например, М.И. Богданович, История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам[26]; E. Labaume, Relation circonstanciée de la campagne de Russie, ornée des plans de la bataille de la Moskwa, du combat de Malo-Jaroslavetz, et d’un état sommaire des forces de l’armee française pendant cette campagne[27].
Значительными событиями белорусской истории были восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов. Издания, посвященные этим событиям, постоянно интересуют читателей ОРКиР ЦНБ НАН Беларуси. Восстания можно считать этапами в зарождении идеи самостоятельной белорусской нации. И если первое из них имело в основе общее для всех участников стремление к возрождению Речи Посполитой, то во время второго повстанцы на белорусских землях во главе с К. Калиновским ставили свои собственные цели, отличные от целей варшавского центра. В коллекции есть и польско-, и русскоязычные издания, касающиеся восстания 1830-1831 гг., что позволяет изучить разные точки зрения на него. Например, Zbiór pamiętników do historyi powstania polskiego z roku 1830-1831[28]; P. Zbrożek, Powstanie narodu polskiego przeciw Moskwie w roku 1830 i 1831[29];Ф. Смит, История польского восстания и войны 1830-го и 1831 годов[30]; П.Д. Брянцев, Восстание поляков в 1830-1831 гг.[31]; А.К. Puzyrewski, Wojna polsko-rossyjska 1831 roku[32]; Материалы для истории польского восстания 1830 г[33]. Точно так же и издания по восстанию 1863-1864 гг. представляют различные взгляды на это событие. Например, Сборник распоряжений графа Михаила Николаевича Муравьева по усмирению польского мятежа в Северо-Западных губерниях 1863-64[34]; Очерки мятежного движения в Могилевской губернии в 1863 году[35]; Польская эмиграция до и во время последнего мятежа 1831-1863 г.[36]; А. Giller, Historia powstania narodu polskiego w 1861-64 r.[37]; В.Ф. Ратч, Сведения о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России[38]; О польском восстании 1863 г. Рассказы очевидцев[39]; В. Limanowski, Historia powstania narodu polskiego 1863 i 1864 r.[40]; Польская революционная обедня (Извлечено из дел киевской следств. комис.)[41].
В коллекции ОБ-ХIХ широко представлены и постоянно пользуются читательским спросом классические труды по белорусской этнографии. Это работы Е.Р. Романова: «Белорусский сборник»[42], «Борисов камень в с. Высоком-Городце Сенненского уезда Могилевской губернии»[43], «Опыт белорусского народного снотолкователя»[44]; П.М. Шпилевского: «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках»[45], «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю»[46], «Свадебные обряды у Застенковцев (околичан) Витебской губернии»[47]; П.В. Шейна: «Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний»[48]; Н.Я. Никифоровского: «Очерки простонародного житья-бытия в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности»[49], «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе»[50], «Странички из недавней старины города Витебска»[51]; «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: Этнографический очерк» А.Е. Богдановича[52].
Однако коллекция содержит значительное количество и менее известных трудов по фольклору и традициям белорусов, которые, безусловно, представляют интерес для специалистов в этой области. Это Ю.Ф. Крачковский, Быт Западно-русского селянина[53]; П.А. Бессонов, Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка с очерками народного обряда, обычая и всего быта[54]; K. Kontrym, Podróż Kontryma, urzędnika banku polskiego odbyta w roku 1829 po Polesiu[55]; Сборник памятников народного творчества в Северо-западном крае[56]; Ф. Ставрович, Опыт исторических и этнографических исследований о Северо-Западном крае[57]; М.А. Дмитриев, Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян северо-западного края[58]; Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Виленской губернии Ошмянского уезда[59].
Таким образом, после краткого рассмотрения того, какие издания включает в себя коллекция ОБ-ХIХ, становится понятным, почему из всех фондов ОРКиР она является самой востребованной у читателей ЦНБ. Книги, составляющие эту коллекцию, представляют собой ценные источники для изучения ключевых моментов истории Беларуси XIX в.
Второй по востребованности фонд ОРКиР – периодика, а именно белорусская периодика первой трети XX в. Этот период был самым ярким и насыщенным событиями в белорусской истории. Белорусская нация стремительно развивалась: за эти тридцать лет белорусы прошли путь от создания своей первой политической партии до появления собственной государственности. Вместе с бурными политическими событиями – революция 1905-1907 гг., немецкая оккупация, революция 1917 г., польская оккупация, сложные попытки создать белорусское государство – шел мощный культурный прогресс, выразившийся и в появлении большого количества белорусских газет и журналов, которые являются незаменимым источником, отразившим события этого периода.
Читательский интерес не ослабевает (и, вероятно, не скоро ослабнет) к одной из первых белорусских газет – «Нашей ніве». Эта газета, издававшаяся с ноября 1906 г. по август 1915 г., была по сути центром белорусского политического и культурного движения. В ее издании участвовали многие видные политические деятели Беларуси, а также значительное число белорусских писателей и поэтов. Вместе с «Нашей долей», непосредственной предшественницей «Нашей нівы» (издавалась в 1906 г.), эта газета представляет собой отдельный этап развития не только белорусской литературы, но и белорусской нации. Политическая позиция «Нашей нівы» определялась тем, что создатели ее принадлежали к Белорусской социалистической громаде, революционной партии, выступавшей за свержение самодержавия, создание демократической республики, ликвидацию частной земельной собственности. По этой причине газета преследовалась царскими властями, номера часто подвергались конфискации. Важнейшей задачей было культурное возрождение Беларуси, «Наша ніва» стремилась способствовать развитию не только литературы, но других видов белорусского искусства; сотрудники редакции занимались исследованием народного быта и фольклора, создавали театральные кружки, участвовали в учреждении Белорусского музея. Также редакция газеты издавала отдельные книги белорусских авторов, календари и альманахи. «Наша ніва» прекратила существование в связи с началом Первой мировой войны и оккупацией белорусских земель.
Еще одним значительным белорусским периодическим изданием был «Беларус», издававшийся с января 1913 г. по июль 1915 г. Как и «Наша ніва» эта газета обращалась, прежде всего, к крестьянству и интеллигенции, но в то же время ее отличала католическая направленность и более умеренные позиции. Она выступала за эволюционный путь развития общества и постепенное решение социальных проблем с помощью просвещения и развития национального самосознания. Основными темами статей «Беларуса» были события из жизни католической церкви и проблемы сельского хозяйства, вопросы политики и экономики края. Печатались также литературные и культурно-исторические очерки. Газета стремилась утвердить идею о необходимости единства национальной культуры, просвещения и христианской веры[60].
В течение Первой мировой войны и войны с Польшей издание газет находилось в упадке, но после того, как обстановка стала стабильной, количество периодических изданий резко увеличивается. В этот период западная часть Беларуси находилась в составе Польши, в восточной части была создана Белорусская ССР, поэтому и периодика делится на две группы – западную и восточную.
Что касается советской белорусской периодики, то наибольший интерес у читателей вызывают такие издания, как «Наш край» (позже – «Савецкая краіна»), «Полымя», «Маладняк», «Узвышша», то есть в большей степени социально-культурные, и в меньшей – политические.
«Наш край» издавался с 1925 г. по 1930 г., являясь органом Центрального бюро краеведения при Институте белорусской культуры. Журнал занимался организацией и развитием краеведческой деятельности в БССР, публиковал результаты исследований, статьи по формам и методам организации краеведческой работы. Велось изучение природно-географических особенностей Беларуси, ее историко-культурного наследия и общественно-экономического положения. «Наш край» сыграл значительную роль в развитии белорусского краеведческого движения.
«Полымя» (издается с декабря 1922 г.) был официальным органом Союза советских писателей БССР, что определяло сильную степень политизированности его содержания. Вместе с тем, там впервые были опубликованы многие произведения белорусских поэтов и писателей, печатались переводы мировой литературной классики, статьи по истории и культуре Беларуси. Журналы «Маладняк» и «Узвышша» были менее насыщенны политической пропагандой, так как их издатели ставили на первое место литературные цели. «Маладняк» (издавался с 1923 г. по 1932 г.) изначально ориентировался на молодежную аудиторию и ставил перед авторами амбициозные задачи создания в их произведениях образа человека будущего, поиска новых форм творчества, утверждения позиций белорусской литературы. В нем печатались не только молодые белорусские писатели, но и представители старшего поколения. Некоторое время журнал являлся центром литературной жизни Беларуси, однако со временем он все больше насыщался коммунистической апологетикой, пережил несколько редакционных расколов и в итоге был закрыт. Но «Маладняк» оставил значительный след в истории белорусской литературы, определив направление ее развития и став школой для многих писателей.
В 1926 г. из литературного объединения «маладнякоўцаў» вышла часть авторов и создала свой альтернативный кружок - «Узвышша», начав издавать одноименный журнал (издавался с 1927 г. по 1930 г.). Их не устраивал тот литературный уровень, который задавал «Маладняк», они стремились к повышению эстетического качества своих произведений путем поиска новых форм и разработки национальной тематики. Кроме художественных произведений в «Узвышшы» публиковалось много статей по истории белорусской культуры. После того, как большинство руководителей этого объединения были репрессированы, журнал прекратил свое существование[61].
С другой стороны, наиболее часто спрашиваемая западно-белорусская периодика – «Беларуская крыніца», «Наша праўда», «Беларуская справа» (позже «Народная справа», затем «Наша справа»), «Наш голас», «Беларуская доля», «Новае жыццё» – это преимущественно политические издания.
Самой массовой газетой из них была «Беларуская крыніца» (издавалась с 1917 г. по 1940 г.), орган партии Белорусской Христианской Демократии (БХД). Она была рассчитана на крестьянство, интеллигенцию, в целом – на все население Западной Беларуси, а также белорусских эмигрантов. Ее главными целями были борьба за демократические свободы, консолидацию нации через преодоление постоянного раздела на белорусов-католиков и белорусов-православных, содействие развитию белорусской культуры и науки. Несмотря на более умеренные, чем у других белорусских партий, требования и предпочтение легальных средств борьбы за них, газета не раз конфисковалась польскими властями, а издатели привлекались к суду. Но выпуск прекратился только после присоединения Западной Беларуси к БССР, когда многие лидеры БХД были репрессированы[62].
«Беларуская справа» (издавалась с 1926 г. по 1927 г. под разными названиями) – орган Белорусской крестьянско-рабочей громады (БКРГ), революционно-демократической партией, которая тесно сотрудничала с находившейся на нелегальном положении Коммунистической партией Западной Беларуси (КПЗБ). Главной ее целью было объединение с БССР и создание одного для всех белорусов рабоче-крестьянского государства. Газета отражала активную деятельность партии по организации рабочего движения. В 1927 г. прошли массовые аресты членов Громады, сама партия была официально запрещена. Вместе с этим прекратилось издание газеты. «Наш голас» также являлся органом БКРГ, издавался в 1927 г., отражал процесс борьбы партии с польскими властями и репрессии против нее. Был закрыт в связи с ликвидацией Громады.
«Беларуская доля» являлась органом Белорусского посольского клуба, национальной фракции в польском сейме, в который изначально входили и лидеры Белорусской крестьянско-рабочей громады. Издавалась в 1925 г. Освещала социально-политическую жизнь Западной Беларуси, деятельность Белорусского посольского клуба, национальное движение, вела активную борьбу за белорусскоязычную школу. Была закрыта польскими властями.
«Новае жыццё» (издавалось в 1923 г.) представляла собой орган Белорусской революционной организации, существовавшей в 1921-1923 гг. и затем вошедшей в состав КПЗБ, поскольку обе партии преследовали одни и те же цели. Газета публиковала материалы по политической жизни Западной Беларуси, освещала борьбу против ущемления прав рабочих[63].
Таким образом, очевидно, что читателей больше всего интересует процесс становления и развития белорусской национальности, отраженный в первых – дореволюционных – белорусских газетах, а также в социально-политической западно-белорусской и преимущественно литературной восточно-белорусской периодике.
Безусловно, у читателей ЦНБ НАН Беларуси востребованы в той или иной мере все фонды ОРКиР. Но особая популярность коллекции ОБХIХ и белорусской периодики первой трети XX в. говорит об интересе к тем этапам истории Беларуси, когда процесс развития белорусской нации шел наиболее быстро и ярко. В то же время можно сказать, что многие фонды пока не используются в полной мере, хотя и могут предоставить интересные материалы для изучения как более ранних этапов белорусской истории, так и истории и культуры России, Польши, Украины, а также других европейских стран.
Литература:
1. Пятидесятилетие (1839-1889) воссоединения с православной церковью Западно-русских униатов. Ист. Очерк П.И. Наумовича / П.И. Наумович. – Спб., 1889.
2. Киприанович, Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки Митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г. / Г.Я. Киприанович. – Вильнюс, 1893.
3. Chotkowski, W. Dzieje zniweczenia Sw. Unii na Białorusi i Litwie w świetle pamiętników Siemaszki / W. Chotkowski. – Kraków, 1898.
4. Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. – Минск, 1879.
5. Преображенский, И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 гг. / И. Преображенский. – Пг., 1897.
6. Толстой, Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения святейшего правительствующего синода (1721-1871) / Ю. Толстой. – Спб., 1892.
7. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. – Спб., б.г.
8. Лужинский, В. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого. Издание Казанской духовной академии / В. Лужинский. – Казань, 1885.
9. Рункевич, С. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793-1893) / С. Рункевич. – Минск, 1893.
10. Николай, архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии / Архимандрит Николай. – Спб., 1864.
11. Directorium officii divini ac Missarum SS. pro Dioecesi Minscensi in annum domini 1854. – Minsci, 1853.
12. Sardagnus, R.P. Carolus. Theologia dogmatico-polemica qua adversus veteres novasque haereses ex scripturis… T. 1-8. / R.P. Sardagnus. – Polociae, 1810.
13. Institutiones Theologiae Moralis as usum Ecclesiasticorum imprressae. – Vilnae, 1809.
14.Akt wstąpienia na katedre wilenska jw. Jędrzeja Benedykta Klągiewicza biskupa wilenskiego, kawalera orderów… – Wilno, 1841.
15. Przyałgowski, W. Żywoty biskupów wilenskich. T. 1-3 / W. Przyałgowski – Petersburg, 1860.
16. Хамыше Хумше Тораг, т.е. Книги Моисея. С комментарием Рашы. – Острог, 1833.
17. Сефер Гаяшер, т.е. разные повести, относящиеся к истории св. Писания. –Судзилков, 1836.
18. Сефер Тегилим, т.е. Псалмы. С комментарием Шаре Шамаим. – Судзилков, 1835.
19. Седер Тефилот Микол Гашана Кемин гак Ашканаз, т.е. порядок молитв на весь год. – Минск, 1836.
20. Махзор, т.е. Праздничные молитвы. – Вильно, 1839.
21. Marbot, Jean-Baptiste Antoine Marcelin de. Mémoires du général baron de Marbot / J.-B.A.M. de Marbot. – Paris, 1891. – T.3: Polotsk – La Beresina – Leipzig – Waterloo / J.-B.A.M. de Marbot. – 1891.
22. Roy, J.-J.-E. Les français en Russie: souvenirs de la campagne de 1812 et de deux ans de captivité en Russie / J.-J.-E. Roy. – Tours, 1859.
23. Радожицкий, И.Т. Походные записки артиллериста, с 1812 по 1816 год / И.Т. Радожицкий. – М., 1835.
24. Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым. – Спб., 1833.
25. Глинка, Ф. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год: в 5-ти частях / Ф. Глинка. – М., 1870.
26. Богданович, М.И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам / М.И. Богданович. – Спб, 1859.
27. Labaume, E. Relation circonstanciée de la campagne de Russie, ornée des plans de la bataille de la Moskwa, du combat de Malo-Jaroslavetz, et d’un état sommaire des forces de l’armee française pendant cette campagne / E. Labaume. – Paris, 1814.
28. Zbiór pamiętników do historyi powstania polskiego z roku 1830-1831. – Lwów, 1880.
29. Zbrożek, P. Powstanie narodu polskiego przeciw Moskwie w roku 1830 i 1831 / P. Zbrożek. – Lwów, 1880.
30. Смит, Ф. История польского восстания и войны 1830-го и 1831 годов/ Ф. Смит. –Спб., 1864.
31. Брянцев, П.Д. Восстание поляков в 1830-1831 гг. / П.Д. Брянцев. – Вильнюс, 1896.
32. Puzyrewski, A.K. Wojna polsko-rossyjska 1831 roku / A.K. Puzyrewski. – Warszawa, 1888.
33. Материалы для истории польского восстания 1830 г. – Б.м. и г.
34. Сборник распоряжений графа Михаила Николаевича Муравьева по усмирению польского мятежа в Северо-Западных губерниях 1863-64. –Вильна, 1866.
35. Очерки мятежного движения в Могилевской губернии в 1863 году. –Вильна, 1865.
36. Польская эмиграция до и во время последнего мятежа 1831-1863 г. –Вильня, 1866.
37. Giller, A. Historia powstania narodu polskiego w 1861-64 r. / A. Giller – Paryż, 1867.
38. Ратч, В.Ф. Сведения о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России / В.Ф. Ратч. – Вильно, 1867.
39. О польском восстании 1863 г. Рассказы очевидцев. – Б.м., 1863.
40. Limanowski, B. Historia powstania narodu polskiego 1863 i 1864 r. / B. Limanowski. – Lwów, 1882.
41. Польская революционная обедня (Извлечено из дел киевской следств. комис.). – Вильна, 1866.
42. Романов, Е.Р. Белорусский сборник: в 9 вып. / Е.Р. Романов. – Т. 1: Губерния Могилевская. Вып. 1-2: Песни, пословицы, загадки / Е.Р. Романов. – Киев, 1885; Вып. 3: Сказки / Е.Р. Романов. – Витебск, 1887; Вып.4: Сказки космогонические и культурные / Е.Р. Романов. – Витебск, 1891; Вып. 5: Заговоры, апокрифы и духовные стихи / Е.Р. Романов. – Витебск, 1891; Вып. 6: Сказки / Е.Р. Романов. –Могилев, 1901; Вып. 7: Белорусские народные мелодии. Песни сезонные, обрядовые, игорные, танцы, духовные стихи / Е.Р. Романов. – Вильна, [1910]; Вып. 8, 9: Быт белоруса. Опыт словаря условных языков Белоруссии. С параллелями великорусскими, малорусскими и польскими / Е.Р. Романов. – Вильна, 1912.
43. Романов, Е.Р. Борисов камень в с. Высоком-Городце Сенненского уезда Могилевской губернии / Е.Р. Романов. – Вильна, 1912.
44. Романов, Е.Р. Опыт белорусского народного снотолкователя / Е.Р. Романов. – М., 1889.
45. Шпилевский, П.М. Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках / П.М. Шпилевский. – Спб., 1853-56.
46. Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю / П.М. Шпилевский. – Спб., 1853-54.
47. Шпилевский, П.М. Свадебные обряды у Застенковцев (околичан) Витебской губернии / П.М. Шпилевский. – Спб., 1854.
48. Шейн, П.В. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний / П.В. Шейн. – Спб., 1874.
49. Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытия в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности / Н.Я. Никифоровский. – Витебск, 1895.
50. Никифоровский, Н.Я. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе / Н.Я. Никифоровский. – Вильна, 1907.
51. Никифоровский, Н.Я. Странички из недавней старины города Витебска / Н.Я. Никифоровский. – Витебск, 1899.
52. Богданович, А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: Этнографический очерк / А.Е. Богданович. – Гродно, 1895.
53. Крачковский, Ю.Ф. Быт Западно-русского селянина. Изд. имп. о-ва истории древностей Рос. при Моск. ун-те / Ю.Ф. Крачковский. – М., 1874.
54. Бессонов, П.А. Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка с очерками народного обряда, обычая и всего быта / П.А. Бессонов. – М., 1871.
55. Kontrym, K. Podróż Kontryma, urzędnika banku polskiego odbyta w roku 1829 po Polesiu / K. Kontrym. – Poznan, 1839.
56. Сборник памятников народного творчества в Северо-западном крае. –Вильна, 1866.
57. Ставрович, Ф. Опыт исторических и этнографических исследований о Северо-Западном крае / Ф. Ставрович. – Вильна, 1870.
58. Дмитриев, М.А. Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян северо-западного края / М.А. Дмитриев. – Вильна, 1869.
59. Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Виленской губернии Ошмянского уезда. – Спб., 1874.
60. Конан, У.М. Беларус / У.М. Конан // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Мінск, 1993. – Т.1. – С. 345.
61. Конан, У.М. Развіццё эстэтычнай думкі ў Беларусі (1917-1934 гг.) / У.М. Конан. – Мінск, 1968. – С. 102-104.
62. Мірачыцкі, Л. “Крыніца” ў лёсе беларусаў / Л. Мірачыцкі // Полацак. –1991. – №5. – С. 35.
63. Ліс, А. Новае жыццё / А. Ліс //Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Мінск, 1999. – Т.5. – С. 328.
© Слука Н.М., 2008