Денисенко Е.П.,

научный сотрудник отдела редких книг и  рукописей

ЦНБ НАН Беларуси

 

 

Альбомная графика ХХ в. в книжной коллекции Л.Ю.Кроля в фондах отдела редких книг и рукописей ЦНБ НАН Беларуси

 

 

Кроль Липа Юльевич (1909–1977) принадлежит к поколению белорусских художников, чьи творческие биографии начинались на рубеже 1920–1930-х годов и стали частью истории изобразительного искусства Беларуси. Созданные им музейные экспозиции – заметные вехи развития белорусского оформительского искусства. Живым интересом к истории проникнута принадлежащая кисти художника живописная хроника культурных событий. Главная муза художника – театрально-декорационное искусство и плакатная живопись, в которой увиденное не подчиняется умозрительным замыслам, а доверяется чувству. Потому и воссоздается на холстах близкий и дорогой ему мир, в котором природа и человек живут в своей нераздельности.

Л.Ю.Кроль, работая ассистентом и помощником у художников В.Татлина, А.Тышлера, Р.Фалька и архитектора И.Лангбарда, одновременно занимался оформлением рабочих клубов и спектаклей самодеятельных драматических кружков.

Самостоятельную профессиональную деятельность начал в 1929 г. в Харьковском театре. В 1930 году (по конкурсу) получил право оформления павильона печати на 1-й Всебелорусской сельскохозяйственной выставке в Минске, а в 1939 году – оперы «Цветок счастья» в постановке И.Шлепянова в Минском оперном театре, премьера которой состоялась в 1940 году в дни первой декады Белорусского искусства в Москве на сцене Большого театра.

После декады в Москве художник Л.Ю.Кроль за успехи в области изобразительного искусства был награжден орденом «Знак Почета», а в 1955 году – грамотой Президиума Верховного Совета БССР.

С этого времени Л.Ю.Кроль начинает интенсивно работать в театре. Его приглашали в Белорусские театры им. Янки Купалы, им. Якуба Коласа, русский драматический театр им. М.Горького, Московский театр сатиры. Им было оформлено около пятидесяти спектаклей. Среди них такие, как  «Свет с востока» П.Глебки (1950), «Ночь ошибок» О.Гольдсмита (1953), комедия-водевиль «В сиреневом саду» Ц.Солодаря (1954), «Блудный сын» Э.Раннета (1958) и др.

Значительное место в творчестве художника занимает плакат. Среди произведений этого жанра – «Будем бдительны», «Не позволим» (1961), «Желаем успеха» (1962), «На страже мира» (1965), «Вручаем тебе, молодежь» и др. В 1958 и 1960 годах на конкурсах политических плакатов удостаивается 1 и II премий,  а также поощрительной премии. Этапной работой художника в области плакатной живописи явился цикл «Уроки истории» (6 плакатов, 1973 г.).

До последнего дня своей жизни Л.Ю.Кроль отдавал себя любимой работе. После его смерти вдова художника Зинаида Сергеевна Кроль–Сергеева обратилась в Фундаментальную библиотеку АН БССР (теперь Центральная научная библиотека им. Я.Коласа НАН Беларуси) с просьбой принять в дар коллекцию ее мужа. Это альбомы отечественной и зарубежной графики, прикладной графики, книги по истории театра,  истории костюма и др.  Всего около тысячи  экземпляров.

В знак благодарности вице-президент Академии Наук БССР академик К.К.Атрахович (Кондрат Крапива) отправил письмо вдове художника, в котором он выразил благодарность  за этот добрый поступок и заверил, что белорусские ученые по достоинству его оценят. Коллекция Липы Юльевича будет всегда служить важному делу  развития белорусской науки и культуры.

С 1978 г. коллекция Л.Ю.Кроля хранится в отделе редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа Национальной академии наук  Беларуси.

Альбомы библиотеки объединены разными видами графики: это карандашный набросок с натуры и полиграфический фотоплакат, связывающий изображение с текстом; фирменный или геральдический знак и гравюра резцом, воспроизводящая живописный оригинал; рисунок шрифта, предназначенный для набора, и книжная иллюстрация. На форзаце  большего количества альбомов коллекции помещен экслибрис. К сожалению, автору статьи не удалось установить, кто именно выполнил этот экслибрис. Возможно, что это работа самого Л.Ю.Кроля.

В собрании книг Л.Ю.Кроля – издания ХХ в., который, как никакой другой, может быть назван веком графики. Она, как полноценный вид искусства, не уступает в своих творческих возможностях более громоздким и трудоемким живописи и скульптуре. Известно, что графикой, как творческим делом, занимались живописцы и скульпторы, но все же это больше профессия художника.

Чуть больше половины коллекции – зарубежная литература. Альбомы на иностранных языках принадлежат изданиям, выпущенным в Германии, Венгрии, Китае, Польше, Чехословакии, Франции и др.  Но больше всего немецких изданий – альбомов немецкой графики ХХ в. В них – книжные иллюстрациями художников 1950-70-х гг.: П.Аккермана, Г.Бемера, А.П.Вебера, Г.Краца, Г.Штиллера и др. Ведущими мастерами в этой области  были Х.Бальцер, А.Кредель, Г.К.Мюллер, Х.Яр и др.

Подробнее узнать о коллекции немецкой графики можно, ознакомившись непосредственно с каталогом. Здесь перечислены альбомы знаменитого Народного предприятия «Лейпцигский дом печати» (VEB Leipziger Druckhaus), Народного предприятия «Полиграфические мастерские» (VEB Graphische Werkstätten) в Лейпциге.

Старейшее лейпцигское издательство «Инзель Ферлаг Антон Киппенберг»  представлено серией «Инзель Бюхерей», которая также включает и произведения русских писателей – Ф.Достоевского, Л.Леонова, М.Горького и др.

Среди альбомов коллекции – издания знаменитого Берлинского издательства «Дитц-Ферлаг», достигшего значительных успехов в художественном оформлении общественно-политической литературы, включая массовые брошюры. Издательство было основано в 1945 году и получило свое наименование в честь первого немецкого социал-демократического издательства Иоганна Генриха Дитца. Как пишет И.А.Шомракова, «оно выпускало труды крупнейших деятелей немецкого и международного рабочего движения, литературу по философии, политэкономии, истории, культурной политике. Ежегодно выходило 250 новых изданий и переизданий».[1]

Богато и представительно оформлены книги Дрезденского издательства литературы по вопросам искусства «Ферлаг дер Кунст», основанного в 1952 году.  В коллекции это издания серий «Маленькие тетради по искусству», «Цвингер Бюхер» (посвящены преимущественно вопросам графики), «Художники современности».

Альбомы серий «Мировые центры искусства», «Итальянская живопись» выпущены в издательстве «Эдицион Лейпциг», основанном в 1959 году в Лейпциге.

Декоративным богатством и изобретательностью отличается оформление детской книги (К.Х.Аппельман, К.Гольц, Г.Госман и др.) издательств «Альфред Хольц Ферлаг» и «Киндербух-Ферлаг». Серийные издания «Книги маленького трубача» и «Международная серия для детей» отличаются высоким качеством печати, богатством и красочностью иллюстраций.

Французская графика в библиотеке Л.Ю.Кроля отражена в альбомах и книгах, выпущенных русскими издательствами: «Изобразительное искусство», «Издательство иностранной литературы», «Искусство», "Советский художник». Это альбомы иллюстраций французских художников-граверов разных направлений: А.Матисса, П.Пикассо, А.Сегонзака, Ж.-А.Буссенго, Л.-А.Моро, Р.Дюфи, Ж.Руо, М.Вламинка, М.Лорансена, и более молодых – Э.Герга, Ж.Люрса, А.Варокье, М.Громера. В коллекции несколько альбомов французской графики, изданных в шестидесятые годы в Будапеште (издательстве Корвина), на русском языке – серия «Малая библиотека искусства».

Французская графика имеет давние и устойчивые традиции. Начиная с ХV в. французские художники умели дать во всех областях графики более или менее полное и законченное выражение жанра, разработку всех видов техники – от разных видов рисунка до гравюры. Графика во Франции всегда шла параллельно живописи. Литографии с рисунками французских мастеров, их разработки торцовых гравюр на дереве широко представлены в альбомах коллекции. Газетная графика Домье, Гаварни, Гранвиля – это примеры оригинального, полнозвучного, самостоятельного искусства, смелого и свободного не только по своему содержанию, но и по глубине художественных решений. Литография Домье явилась фундаментом для всего последующего развития карикатуры, да в значительной мере и плаката.

С Мане начинается история графики ХХ в., которая в коллекции представлена альбомами выставок крупнейших мастеров Франции.  Их деятельность была направлена на пропаганду гравюры, главным образом офорта и литографии (Э.Дега, Л.Легран, А.Фантен-Латур, О.Ренуар, П.Гоген, Ж.-Л.Форен, Э.Вюйар, П.Боннар, А.Тулуз-Лотрек, Э.Карньер, А.Майоль). В 60–70-х годах ХХ века издательство «Искусство» выпустило серию книг (в переводах с французского) «Жизнь в искусстве» – о творчестве французских художников Тулуза-Лотрека, Пьера-Огюста Ренуара, Альберта Марке, Амедео Модильяни и др.  Этих изданий   насчитывается в коллекции свыше пятидесяти экземпляров.

Значительную часть коллекции занимает  русская книжная графика. С конца Х1Х века к ней обращались ведущие мастера русской живописи, хотя их работа в области иллюстрации оставалась в сущности эпизодической (например, отдельные иллюстрационные серии, выполненные И.Е.Репиным, В.И.Суриковым, В.А.Серовым, В.М.Васнецовым).

Начавшееся на рубеже веков в России возрождение изящной художественно-целостной книги было связано с деятельностью молодых петербургских мастеров из группы «Мир искусства» – «кружок, состоявший из учащихся петербургской школы художников К.И.Мая во главе с А.Н.Бенуа и К.А.Сомовым, в который входили Д.В.Философов, В.Н.Нувель, Г.С.Калин, Н.Д.Скалон, Л.С.Розенберг (Бакст), А.П.Нурок, Е.А.Лансере и др.».[2] Их книга была по преимуществу украшенная, нарядная. В коллекции много альбомов с иллюстрациями художников этого объединения. В книжных и альбомных иллюстрациях используются старые шрифты, наборный орнамент, рамки, воспроизводятся композиционные приемы, пропорциональный строй книги эпохи классицизма. Но главным средством построения художественно богатой и стилистически ценной книги остается отточенная и нарядная, декоративная по преимуществу графика.

Выделяются издания 1930-40-х годов. Вышедшие в типографиях «Советский писатель» (Сонеты Шекспира в переводах С.Маршака. 1949), «Искусство» (Графика: Ленинградские художники. М., 1947; Зотов А. Карл Павлович Брюллов: 1799-1852. М.; Л., 1948; Зименко В. Архип Иванович Куинджи: 1842-1910. М.; Л., 1947), «Советский художник» (Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. М.;Л, 1949), в Государственном издательстве изобразительных искусств (Галушкина А.С. К.С.Петров-Водкин. М., 1936), Издательстве государственного музея изобразительного искусства им. А.С.Пушкина (Живова О.А. С.Иванов, С.Коровин, Н.Касаткин. М., 1949.) и т.д., – они представляют «живой» материал для историков и искусствоведов.

Альбомы  50-60-х гг. прошлого века представляют работы художников, прошедших «школу добротной тоновой серийной иллюстрации»,[3] и художников-оформителей, мастеров издательского дела и полиграфии. Первые – выпускники графического факультета Московского художественного института им. В.И.Сурикова (А.Васин, А.Голяховская, М.Клячко, Б.Маркевич, А.Таран и др.) и Московского полиграфического института (А.Белюкин, Д.Бисти, А.Власова, В.Носков, В.Дувидов, В.Колтунов, Б.Кыштымов  и др.). Нужно отметить, что в коллекции одна из лучших работ Б.Маркевича  – суперобложка и книжные иллюстрации к поэме «Двенадцать» А.Блока  (1956), а также большие иллюстрационные серии, которые раскрывают творчество художников Е.А.Кибрика, Д.А.Шмаринова, К.И. Кукрыниксов и др. (Д.Шмаринов – «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, 1963; Е.Кибрик – «Борис Годунов» А.Пушкина, 1960; Кукрыниксы – «Судьба человека» М.Шолохова, 1964).  Они выполнены в так называемых тональных техниках (уголь, черная акварель, литография).

В собрании Л.Ю.Кроля много альбомов, изданных в 1970-е гг. В них рисунки и гравюры из произведений Достоевского, Гоголя, Гофмана (художники Н.Е.Попов, Ю.Ю.Перевезенцев, В.Д.Пивоваров, А.Л.Костин и др.).

Иллюстрации мастера книжной гравюры В.Фаворского представлены  в следующих альбомах коллекции: Гравюры и литографии советских художников: Альбом / Авт.-сост. В.Н.Докучаева. – М., Сов.художник, 1975.; Фаворский В.А. Избранные произведения. – М.: Сов.художник, 1959; Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера. – М.: Детгиз, 1965.

Раздел коллекции «Прикладная графика» – это альбомы рекламных плакатов, в которых нашли отражение эпохальные моменты истории; альбомы зрелищной рекламы, пропагандировавшие фильмы, спектакли, выставки (работы художников-плакатистов Я.Руклевского, С.Дацкевича, М.Хазановского, В.Кононова и многих других). В альбомах также рекламируются  плакаты, афиши, буклеты, листовки и пр.

Большой вклад в развитие прикладной графики внесли ленинградские художники (Павлинская А.П. Графика вокруг нас: о творчестве ленинградских мастеров промышленной графики. [Альбом] – Л.: Худож.РСФСР, 1962). Как отмечает В.Н.Ляхов, «успехи, достигнутые ими в оформлении товаров широкого потребления, очевидны для каждого, кому довелось сравнивать оформление товаров, выставленных в витринах ленинградских магазинов с оформлением аналогичной продукции других городов».[4] В альбоме – работы Г.Васильева, П.Ивлева, К.Козьмина и др.

В 1957 году проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Тематика фестиваля широко использовалась в работах художников-оформителей.  В альбомах коллекции – это цветок фестиваля как символ единства молодежи, пятилистник со словами «За мир и дружбу», или образ голубя, а  также символы Москвы – Кремль, стадион в Лужниках, здание Университета на Ленинских горах. Альбомы с фестивальной рекламой представлены художниками Ю.Дегтеревым, Э.Ароновым, В.Левинсоном, Г.Дауманом, В.Щаповым и др.

Много альбомов кинорекламы 1960-х годов. Острую в своей неповторимости характеристику кинопроизведений дают в этих альбомах М.Хейфиц, С.Дацкевич, В.Каракашев, В.Островский, Ю.Царев, В.Кундышев и др.

Особый раздел коллекции – учебная и исследовательская литература по архитектуре, истории и теории искусства, книговедческая:

– Брунов Н. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935.

– Смелянов М. Конгревное тиснение на переплетах. М.; Л., 1947.

– Ревалд  Д. История импрессионизма. Л.; М., 1959.

– Сыркина Ф.Я. Русское театрально-декоративное искусство второй половины Х1Х века: Очерки. М., 1956.

– Русское декоративное искусство: В 3-х томах. М., 1963.

Следует отметить шикарный многотомник  Х1Х в. П.П.Гнедича «История искусств» («Исторія іскусствъ», С.-Петербургъ, издание А.Ф.Маркса, 1897 г.). Экземпляр дополнен красочно оформленными таблицами и рисунками; хронологические рамки охватывают так называемый «доисторический» период (древнехристианскую эпоху), эпоху Возрождения и до «наших дней» (имеется ввиду конец Х1Х в.).

Не менее интересен двухтомник  начала ХХ в. «История русского искусства с древнейших времен: В 2-х томах / Сост. А.Новицкий. – М.: Изд. В.Н.Линде, 1903». К сожалению, в коллекции имеется только первый том этого богато оформленного издания.

Белорусская книга занимает значимое место в библиотеке. На форзаце каждого издания экслибрис Л.Ю.Кроля. Три альбома с дарственными надписями авторов: Пуроўскі К. Песні вольных людзей. – Мн., 1961; Гравюры Францыска Скарыны. – Мн., 1972; Народнае мастацкае ткацтва Случчыны. – Мн., 1959. Почти все  книги белорусской коллекции вышли в минских издательствах «Беларусь», «Вышэйшая школа», «Навука і тэхніка», Государственном учебно–педагогическом издательстве БССР, Государственном издательстве БССР (редакция художественной литературы), Издательстве АН БССР и др. Три книги о Беларуси изданы в Москве и Ленинграде  (Беларускі кніжны знак. – М., 1975; Смоляр Г. Минское гетто. – М., 1946; Дробов Л.Н. Искусство Белорусской ССР. – М.–Л., 1972).

Большая часть книг белорусской коллекции издана в 70–80-е гг. прошлого столетия. Но есть и более ранние издания: книга на иврите Г.Смоляра «Минское гетто» (1946),  нига для детей из серии «ШБ»  «Крылов И.А. Басни» (Мн., 1953), альбомы «Народнае мастацкае ткацтва Случчыны» (Мн., 1958) и «Тэатральна–дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларусі» (Мн., 1958).

В коллекции много альбомов  по театрально–оформительскому искусству и истории белорусского театра. Видимо, интерес к этим книгам вызван профессией Л.Ю.Кроля – театрального художника–оформителя. Это фотоальбомы, вышедшие в 60–70-е гг. прошлого века в Минске: Беларускі савецкі тэатр. – Мн., 1974; Смольский Б.С. Белорусский музыкальный театр. – Мн., 1963; Няфёд У.І. Беларускі тэатр. Нарысы  гісторыі. – Мн., 1959; Няфёд У.І. Беларускі Акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы. – Мн., 1970; Тэатральна–дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларусі. – Мн., 1958.

Несомненный интерес для любителей белорусской «малой» графики – экслибриса – представляет издание «Беларускі кніжны знак» (Мн., 1975). Авторы книги А.Тычина и В.Шматов показали характерные особенности развития белорусского книжного знака, разностороннюю его тематику и технику исполнения. В книге отслеживается  история экслибриса до 40-х годов ХХ столетия.

В возрождении белорусского экслибриса важную роль сыграли выставки книжного знака. Первые выставки проходили в Государственном художественном музее БССР в 1960 и 1968 гг. Были представлены произведения старейших мастеров экслибриса Е.Красовского, Б.Малкина, А.Тарасикова, Е. и В.Тихановичей, А.Тычины, С.Юдовина и др.

Современный белорусский книжный знак делится в основном на две группы. К одной относятся экслибрисы, предназначенные для общественных библиотек, к другой – для личных.

Наиболее популярной и распространенной техникой экслибриса осталась линогравюра. В этой технике работали П.Герасимович, Г.Голубович, Г.Грак, Е.Красовский, Е.Кулик, Е. и В.Тихановичи и др. Наряду с линогравюрой в выполнении экслибриса используется также техника офорта. Излюбленной офортной техникой являются мягкий лак, акватинта[5] и сухая игла. Меньшую группу составляют экслибрисы, исполненные ксилографической техникой. В ней работали А.Зайцев, Н.Лозовой, А.Кашкуревич. Некоторые книжные знаки выполняются тушью на бумаге, а затем репродуцируются цинкографским способом. К такому виду работ можно отнести экслибрисы художников Н.Будыко, Н.Гончарова, Н.Тарасикова, А.Тычины, В.Шматова.[6]

Ведущей на многие годы оказалась в белорусской альбомной графике тема Великой Отечественной войны. Эскизы военных лет, замыслы, вынашиваемые художниками–воинами и партизанами, воплощаются в сложных композициях альбомной белорусской графики, которая занимает в библиотеке Л.Ю.Кроля  одно из значимых мест. В процессе работы над этой темой в белорусском искусстве сложились определенные традиции и обозначились пути развития – от иллюстрации конкретного события до глубокого проникновения в тему. Художники сдержанно и строго, через психологический настрой героев стремятся рассказать о их мужестве и стойкости.

Юбилейная республиканская художественная выставка 1967 года и выставка 1968 года «На страже мира» продемонстрировали много работ нового поколения художников. В альбомах коллекции это композиции М.Данцига «Беларусь – маці партызанская», Л.Щемелева «У цяжкія гады», В.Громыки «Салдаты», М.Савицкого  «Віцебскія вароты» и «Партызанская мадонна». Тема войны, особенно партизанского движения, прослеживается в книгах, выпущенных в издательствах «Беларусь», «Дзяржаўным выдавецтве БССР», «Навука і тэхніка»: Ганчароў Н.І. Мастацтва мужнасці і гераізму. – Мн., 1976; Дзяржаўны мастацкі музей БССР. – Мн., 1976; Усебеларуская мастацкая выстаўка: Жывапіс, скульптура, графіка, работы мастакоў тэатра і кіно. Каталог. – Мн., 1959; Мастацтва Савецкай Беларусі. – Мн., 1968.

Ценное приобретение коллекции – книга Л.Н.Дробова «Живопись Белоруссии XIX – начала ХХ в.» (Мн., 1974). Это первое в белорусском искусствоведении обобщающее исследование живописи Беларуси  XIX – начала ХХ в. В ней на фоне исторического развития рассматривается становление исторического бытового, портретного и пейзажного жанров живописи. Анализируется творчество наиболее выдающихся мастеров искусства. На большом фактическом материале показывается роль Виленской школы живописи, Петербургской Академии художеств и других учебных заведений, где получали образование белорусские художники. Монография содержит богатый фактический материал о творчестве таких замечательных мастеров изобразительного искусства, как Я.Дамель, И.Олешкевич, В.Ванькович, Ф.Рущиц, И.Хруцкий и др. В книге репродуцируется более 250 работ художников Беларуси. Многие их работы  хранятся в музеях бывшего СНГ, в музеях Польши. Книга Л.Н.Дробова (под редакцией А.И.Мальдиса) состоит из трех глав: «Живопись Белоруссии первой половины XIX в.», «Живопись Белоруссии 60 – начала 90–х годов  XIX в.» и «Живопись Белоруссии конца XIX – начала ХХ в.». В основу такой периодизации положено историческое развитие искусства Беларуси. В книге использованы документы и материалы Центрального Государственного исторического архива Санкт–Петербурга, Центрального Государственного исторического архива Москвы, Государственного исторического архива Литвы, Государственного исторического архива Беларуси, а также рукописные и архивные материалы Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, рукописных отделов Центральной библиотеки АН Литвы, художественных музеев Вильнюса, Варшавы, Кракова, Вроцлава и других городов.

Исследование «Живопись Белоруссии XIX – начала ХХ в.» интересно еще и тем, что многие вопросы поднимаются впервые. История изобразительного искусства Беларуси XIX – начала ХХ в. – наименее изученная область в белорусском искусствознании. Автор монографии восполнил этот пробел в белорусской искусствоведческой науке.

Книжное искусство в различные эпохи оставило нам блестящие памятники, насыщенные духом своего времени, ярко воплотившие его стиль. В последние полтора-два столетия, с ростом и количества изданий и разнообразия жанров, тем, назначений и видов литературы, в облике книги стала так или иначе отображаться сперва принадлежность ее к тому или иному кругу изданий (например, сборник стихов выглядел иначе, чем учебник), а затем уже и характерные качества конкретного произведения. Такая книга становилась «портретом» своего текста, в каком-то смысле его рекламой, выражением его оценки, отношения к этому тексту ее издателя и художника. Не только иллюстрации (внутри книги или вынесенные на ее обложку, наружу), но и все другие, порой чисто технические, ее элементы (материал, цвет, шрифты, формат, фальцовка, шитье) начинают так или иначе характеризовать данную книгу. В этом смысле коллекция графики Л.Ю.Кроля является примером сочетания стилей книжного искусства своей  эпохи.

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Варбанец Н.В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. – М., 1980.

2. Ельшевская Г. Новый альбом графики. –  М., 1995.

3. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. – М., 1972.

4. Ляхов В.Н. . Искусство книги. – М., 1978.

5. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933-1973. – М., 1977.

6. Ридер Э. Типографика. – М., 1982.

7. Шомракова И.А. Всеобщая история книги. – СПб., 2005.

 


 


[1] Шомракова, И.А. Всеобщая история книги. – СПб., 2005. – С. 250.

[2] цит. по: Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Рос.акад.наук, Ин-т науч.информ. по общественным наукам; гл.ред. и сост. А.Н.Николюкин. – М.:НПК «Интелвак», 2003. – С. 550.

[3] Ляхов, В.Н. Искусство книги. –  М., 1978. – С. 85

 

[4] Ляхов, В.Н. Искусство книги.  –  С. 117.

[5] Вид гравюры, получаемый травлением металлической пластины сквозь нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль, в результате чего изображение на оттиске передает полутона воспроизводимого оригинала (Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998. – С.  39).

 

[6]Беларускі кніжны знак. – Мн., 1975. – С. 30.

 

 

 

 

Шекспир В. Двенадцатая ночь: комедия в 4-х действиях. Сб. статей к постановке в Ленингр.Гос. театре комедии / пер. М.Лозинского. – Л., 1938. –  50 с., ил.  (Обложка книги) Шекспир В. Двенадцатая ночь: комедия в 4-х действиях. Сб. статей к постановке в Ленингр.Гос. театре комедии / пер. М.Лозинского. – Л., 1938. –  50 с., ил. (Форзац и титульный лист) История русского искусства с древнейших времен : в 2-х томах / Сост. А.Новицкий. – М.: Изд. В.Н.Линде, 1903. – Т. 1. – 384 с., ил. Смоляр Г. Минское гетто. – М.: ОГИЗ: Дер Эмес,  1946. – 167 с.: фот. – Текст на иврите.

Шекспир В. Двенадцатая ночь: комедия в 4-х действиях. Сб. статей к постановке в Ленингр.Гос. театре комедии / пер. М.Лозинского. – Л., 1938. –  50 с., ил.  (Обложка книги)

Шекспир В. Двенадцатая ночь: комедия в 4-х действиях. Сб. статей к постановке в Ленингр.Гос. театре комедии / пер. М.Лозинского. – Л., 1938. –  50 с., ил. (Форзац и титульный лист)

История русского искусства с древнейших времен : в 2-х томах / Сост. А.Новицкий. – М.: Изд. В.Н.Линде, 1903. – Т. 1. – 384 с., ил.

Смоляр Г. Минское гетто. – М.: ОГИЗ: Дер Эмес,  1946. – 167 с.: фот. – Текст на иврите.

 

 

 

 

 


 

Наверх

Назад

На главную

 


© Денисенко Е.П., 2008

Hosted by uCoz